Комментирует генеральный директор INFOLine Иван Федяков

(Last Updated On: )

Доля крупнейших международных игроков рынка розничной торговли DIY, представленных на территории РФ, на начало 2013 г. составляет почти 20%. При этом доля России в общей выручке большинства крупнейших международных сетей остается несущественной, отмечается в исследовании аналитического агентства INFOLine.

По мнению генерального директора INFOLine Ивана Федякова, мировые лидеры DIY ритейла недореализуют потенциал работы на российском рынке в связи со сложностью адаптации их бизнес-процессов к особенностям российского рынка.

Доля 50 крупнейших сетей в 2012 году превысила 43% розничного рынка DIY России, а доля 250 сетей DIY — 52%, подсчитали в INFOLine. Среди крупнейших международных ритейлеров DIY в России представлены 4 компании: Groupe Adeo SA (Leroy Merlin), Kingfisher plc (Castorama), Tengelmann Warenhandel (OBI) и Kesko Corporation (K-rauta). По результатам 2012 года лидер рынка DIY России — французская «Leroy Merlin» — занимает долю более 10%, а ее ближайший конкурент — сеть «OBI» — 4,6%. В общей сложности более 4,5% российского рынка занимают «Castorama», «К-раута» и «Хоум центр».

В ТОП-50 сетей розничной торговли строительными материалами и товарами для дома по версии ежегодного рейтинга INFOLine «DIY Retail Russia TOP» вошли 6 иностранных игроков. На них приходится почти половина совокупного оборота участников рейтинга. Более того, международные сети растут быстрее отечественных. Если выручка местных сетей, представленных в рейтинге, по итогам 2012 года увеличилась всего на 10%, межрегиональные игроки приросли на 21%, а федеральные на 27%, то зарубежные ритейлеры смогли обеспечить прирост выручки на 32,3%.

Российские подразделения международных сетей, имеющие в среднем более высокий, чем местные ритейлеры, уровень эффективности бизнес-процессов, компетенций в категорийном менеджменте, доступ к международному портфелю собственных торговых марок, демонстрируют на рынке России более высокие темпы роста выручки, чем по сети в целом и чем местные розничные сети. Таким образом, международным ритейлерам удается эффективно использовать текущую ситуацию в России, где рынок DIY существенно менее насыщен (сравнительно высокий уровень обеспеченности магазинами и площадями в некоторых городах компенсируется низкой эффективностью большинства российских ритейлеров и низким уровнем привлекательности их магазинов по сравнению с гипермаркетами международных ритейлеров) и консолидирован. В связи с этим Россия является для международных сетей одной из ключевых стран с точки зрения объемов инвестиций в развитие бизнеса и открытие новых магазинов.

Тем не менее, в течение 2010-2012 гг. международные ритейлеры несколько снизили инвестиционную активность в России: так, в 2010 году прирост торговых площадей 6 международных ритейлеров составил 17%, в 2011 году — 14%, а в 2012 году — всего 8,4%. В условиях, когда российский рынок DIY является одним из наиболее привлекательным в Европе, снижение инвестиционной активности можно объяснить сокращением инвестиционных бюджетов в связи с ухудшением экономических показателей из-за кризисных явлений в Европе, а также недостаточной готовностью ТОП-менеджмента к реализации проектов органического развития в России.

Исключением является «Leroy Merlin» (входит в состав ГК «Adeo Group»), которая с 2002 года инвестировала в российский рынок 630 млн. евро и продолжает активное развитие на территории России. В результате именно быстрый рост выручки российского подразделения позволил ГК «Groupе Adeo» по итогам 2012 финансового года сравняться по величине чистой выручки с лидером Европейского рынка DIY — ГК «Kingfisher plc», а в I квартале 2013 года — стать лидером рынка.

«В текущий момент крупнейшие международные игроки не до конца реализуют потенциал на российском рынке, — комментирует генеральный директор INFOLine Иван Федяков. — Рынок DIY РФ, по нашим прогнозам, в ближайшие годы продолжит рост, и для иностранных сетей он один из наиболее привлекательных в Европе. Однако зарубежные ритейлеры сталкиваются с тем, что многие практики, успешно реализуемые на Западе, оказываются неприменимы в условиях российского рынка. Так, если в Европе, например, у OBI 90% логистических расходов берут на себя поставщики, то в России логистика ложится обычно на сети. Кроме того, та же OBI активно использует франчайзинг на Западе — в России же в текущий момент ни один магазин компании не работает по схеме франчайзинга. Также не стоит забывать о серьезных сложностях с персоналом в России, о которых частно говорят международные игроки».

Add a Comment

Яндекс.Метрика