Оценку недвижимости Сочи дали московские эксперты
В рамках 24-й специализированной выставки-ярмарки «Недвижимость 2011», проходившей в Москве 24-27 марта, состоялась пресс-конференция на тему «Курортная недвижимость Сочи в преддверии Олимпиады 2014».
Специалисты Московского Бизнес-клуба и «Первого Строительного Треста» представили данные по динамике рынка жилой недвижимости Сочи, начиная с 2007 года — года объявления проведения зимней Олимпиады 2014 в Сочи, проанализировали сегодняшнее состояние рынка, новые тренды, потребительские предпочтения и дали прогнозы на будущее, сообщает ИТАР-ТАСС Кубань. После объявления Олимпиады город превратился в большую стройку, которая в большей степени развернулась в Адлерском районе. Нынешний тренд до 2014 года — город большой стройки, после 2014 года — город большого спорта, так охарактеризовала настоящее и будущее Сочи Эвелина Павловская, партнер и вице-президент по консалтингу GVA Sawyer. Среди преимуществ города она выделила известность Сочи как курорта с развитой инфраструктурой, деловым и событийным туризмом, места обитания деловой и политической элиты и их официальных резиденций, набирающего популярность горнолыжного курорта. Завоевание права на проведение Зимних Олимпийских Игр в 2014 еще более укрепило «столичный» статус Сочи. На сегодняшний день, согласно данным GVA Sawyer, рынок жилья бизнес- и элитного классов курорта представлен всего 643 544 кв. м и 31 проектом, при этом средняя стоимость 1 кв. м в бизнес-классе составляет 101 476 руб., в элитном — 142 364 руб. Инвестиционную привлекательность рынка курортной недвижимости Сочи значительно повышает проведение Олимпиады в 2014 году, которая стала гарантом инфраструктурных объектов в городе и станет обоснованием для потенциальных покупателей в принятии решения купить квартиру, считает эксперт. При этом, по ее мнению, предложение на сегодняшний день не насыщено: ввод жилья бизнес- и элитного классов и в докризисный период был способен удовлетворить спрос около 600-700 семей в год, для страны, где только в Москве живет свыше 100 тысяч семей, чей годовой доход превосходит 1 миллион долларов, потенциал продаж является существенным. Необходимо лишь обеспечить его адекватным с точки зрения цен предложением. Таким предложением будет являться жилье комфорт-класса, стоимостью квадратного метра от 50-80 тысяч рублей. Мнение аналитика подтвердил и руководитель службы реализации «Первого Строительного Треста» Максим Крюков, представивший анализ потребительских предпочтений при выборе курортной недвижимости. Согласно его данным, покупки недвижимости «для отдыха», ранее преобладавшие в курортных регионах, по потенциальным объёмам уже сравнялись с приобретениями в целях долгосрочных инвестиций. При этом будущих покупателей, помимо сугубо потребительских качеств недвижимости, по-прежнему больше всего интересует её транспортная доступность, широкий выбор площадей квартир и их видовые характеристики, разумный бюджет, сервис и инвестиционная привлекательность. Репутация застройщика и традиционные гарантии при этом остаются важным, но не ключевым качеством объекта недвижимости, которое характеризует его в глазах покупателей. Интересен тот факт, что 38,8% опрошенных хотели бы приобрести курортную недвижимость именно в России, в то время как всего 30,1 % предпочитают иностранные курорты. 54% опрошенных из разнообразных видов недвижимости выбрали именно курортные апартаменты, обосновав свой выбор минимальными издержками на эксплуатацию, коммунальными платежами и налогами, небольшими расходами за охраной или «присмотром» за недвижимостью и мобильностью данного формата при продаже или сдачи в аренду. Динамику цен на сочинскую недвижимость охарактеризовала директор департамента консалтинга, аналитики и исследований Blackwood Real Estate Ольга Широкова: цены на недвижимость в Сочи выросли с опережением по сравнению не только с темпами роста спроса, но и масштабами строительства. Итогом стала стагнация в секторе элитной недвижимости, но сделки в бюджетном секторе это почти не затронуло. Сочи подтвердил свой «столичный статус» и стал едва ли не самым дорогим курортным городом Европы. Единственный рынок, где спрос был, есть и будет — это сегмент эконом- и комфорт-класса.