Российские девелоперы инвестируют в сегмент арендного жилья на американском рынке
В развитии рынка арендного жилья в России заинтересовано как государство, которому необходимо решать социальные проблемы, так и частный бизнес – которому, в конечном итоге, придется реализовывать принятые властями инициативы. Однако до готового интересного девелоперу и частному инвестору рыночного продукта еще очень далеко, поэтому пока российские девелоперы пробуют свои силы в инвестициях в арендное жилье на американском рынке.
Год назад ГК NAI Becar приобрела малоэтажный комплекс апартаментов Palms at the SouthShore, расположенный недалеко от Хьюстона (штат Техас, США). 240 апартаментов в 5 малоэтажных многоквартирных домов сдаются в аренду частным лицам. Общая площадь поселка составляет порядка 18 000 кв. м. Инвестиции в сделку — 17 млн долларов, говорится в пресс-релизе компании.
Поселок был построен в 1992 году и требовал реновации. В течение года была поставлена эффективная система управления объектом, проведены фасадные работы, отремонтировано около трети апартаментов, а также обновлена техника и оборудование. Территория поселка была благоустроена, обновлен ландшафтный дизайн.
На все работы потребовалось менее 2 млн долларов, расходуемых поэтапно. Благодаря проведенной реконструкции, арендные ставки в поселке взлетели с первоначальных 650-750 долларов до 950-1050 долларов. «При этом их уровень все еще ниже рыночных, и мы ожидаем дальнейшего повышения, — рассказал Александр Шарапов, президент ГК NAI Becar. — Фактические показатели операционной деятельности поселка оказались на уровне, предусмотренном бюджетом, и за первый год владения мы заработали 9% годовых». При этом он подчеркнул, что ожидаемая целевая доходность через 2-4 года составит 14-18% годовых.
По словам Александра Шарапова, сегодня инвестициям в малоэтажные комплексы апартаментов способствует сама конъюнктура рынка. «Низкие процентные ставки по кредитам и возможность привлечения заемных средств по фиксированной ставке на длительный срок, ужесточение требований к потребительским займам, включая ипотеку, увеличение спроса на фоне недостаточности предложения, изменение стиля жизни рядовых американцев — все это значительно повысило рентабельность сегмента», — пояснил эксперт.
«Инвестиции в западные проекты во многом привлекательны возможностью зарабатывать дополнительную доходность за счет эффективного кредитного плеча, — добавила Дарья Брюховецкая, руководитель проектов NAI Becar. — В России банковским сектором пока не созданы условия для выгодного привлечения заемного финансирования под инвестиционные проекты. Местный рынок кредитования редко готов предлагать условия кредитов более выгодные, чем до 60% от стоимости объекта сроком на 5-7 лет при ставке процента 11-14% в рублях. Для малоэтажных комплексов апартаментов в Америке распространенной является ситуация кредитования 70-80% стоимости объекта на срок от 10 лет при ставке кредита 3,6-4,25%».
В полной мере прочувствовать преимущества кредитного плеча NAI Becar смогла в ходе своей последней сделки в Америке. Группа компаний приобрела уже третий объект в сегменте арендного жилья, стоимость которого составила 26,3 млн Александр. Поселок Waterside Greene, состоящий из 314 апартаментов, расположен в штате Южная Каролина, США. Ожидаемая доходность проекта — уже более 20% годовых.
«С точки зрения инвестора, сегмент арендного жилья не может не представлять интерес — это не только хороший вариант для диверсификации портфеля, но и для получения стабильного заработка в среднем на уровне 10-12% годовых в валюте, — отметила г-жа Брюховецкая. — Учитывая то, что мы сами инвестируем в объекты, мы можем гарантировать соинвесторам доскональное знание проекта, и уверено спрогнозировать его доходность».
«Мы всегда считали, что арендное жилье является одним из наиболее стабильных и устойчивых сегментов. Если будет создана эффективная правовая база для развития этого формата в России, и при ее создании будут учтены интересы девелоперов и инвесторов, мы с готовностью вложимся в российские проекты — наша действительность нам все-таки ближе и понятнее, — констатировал Александр Шарапов. — Пока же отсутствие предложения на местном рынке заставляет искать его в другом месте».